В прошлом году Калужская область оказалась на последнем 85-м месте 
 
в сводном отчёте Минпромторга России, оценивающем борьбу с нелегальным 
 
оборотом табачной продукции в российских регионах. Каждая четвёртая пачка 
 
сигарет в области оказалась контрафактом или контрабандой. Такая непростая 
 
ситуация и стала предметом публичного всестороннего обсуждения в рамках 
 
круглого стола, состоявшегося 28 мая по инициативе Агентства 
 
«Комсомольская правда — Калуга» и Союза промышленников и 
 
предпринимателей Калужской области.
 
Антилидерство
 
 
  
 
 
      По данным Национального научного центра компетенций в сфере 
 
противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) на 
 
конец 2023 г., Калужская область оказалась среди пяти лидирующих субъектов 
 
РФ по доле нелегальных сигарет в 28%. При этом ещё в начале 2022 года 
 
нелегальных сигарет было всего 3%. На аномально высокие показатели 
 
«нелегалки» в прошлом году обратили внимание в Москве. Минпромторг 
 
России, курирующий работу Государственной комиссии по 
 
противодействию незаконному обороту промышленной продукции, отметил, 
 
что доля нелегальной торговли сигаретами в Калужской области в 2 раза выше, 
 
чем в целом в России (12,6%).
 
      На этом фоне статистические показатели по противодействию этой проблеме, 
 
наоборот, крайне низкие. Впечатляет и финансовая сторона вопроса: на 
 
основании оценок ННЦК получается, что за прошлый год бюджетная система 
 
России недополучила из-за реализации нелегальных сигарет в Калужской области 
 
более 1,7 млрд рублей. С учётом таких утекающих доходов, наверное, убеждать 
 
федеральный центр в необходимости финансирования крупных социальных 
 
проектов в регионе затруднительно.
 
 
  
 
 
      Своим видением ситуации в отрасли поделился и недавно уполномоченный 
 
Президентом РФ новый регулятор отрасли в лице Федеральной службы по 
 
контролю за алкогольным и табачным рынками.
 
     -Высокий уровень нелегальной торговли сигаретами впечатляет. Учитывая, 
 
что регион находится на пересечении многих логистических путей, бороться с 
 
нелегальным товаром только в розничном канале недостаточно, нужна 
 
совместная работа всех органов власти. Одно из последних нововведений в 
 
отрасли с 1 марта — лицензирование производства, импорта, учёт оборудования. 
 
Этот этап реализован, на территории Калужской области есть лицензированные 
 
участники рынка. Надо двигаться дальше, реализовывать инструмент и 
 
внеплановых проверок. Полномочия есть, — отметил начальник Управления 
 
разрешительной и контрольной деятельности в сфере табачного рынка 
 
Тимур Татаринцев, выступавший по видеосвязи.
 
       
 
        Градус дискуссии повышался с каждым новым выступающим. 
 
Директор по защите легального оборота продукции ООО «Оператор-ЦРПТ» 
 
(оператора государственной системы маркировки «Честный Знак») 
 
Максим Курганский, приехавший на круглый стол лично, обратил внимание 
 
собравшихся на то, что в третьем и четвёртом кварталах прошлого года в регионе 
 
не изъято ни одной нелегальной пачки сигарет.
 
        А они есть. В этом наши журналисты убедились сами, сопроводив 
 
общественников в двух рейдах в Калуге и Жукове. В Жукове во время контрольной 
 
закупки общественникам продали пачку сигарет за 20 рублей. И это при 
 
официальной минимальной розничной цене в 129 рублей за пачку!
 
 
  
 
 
 Максим Курганский
 
 
  
 
 
Директор по защите легального оборота продукции ООО «Оператор-ЦРПТ» 
 
(оператора государственной системы маркировки «Честный Знак»)
 
 
  
 
 
      Анализируя данные, мы видели до недавнего времени и продажу ниже 
 
установленной государством минимальной цены и повторную реализацию 
 
через кассу пачек, коды маркировки которых уже были использованы ранее. 
 
Но этой проблеме сейчас как раз будет дан отпор: с 1 апреля начал внедряться так 
 
называемый разрешительный режим работы касс. Но вот борьба с той же 
 
белорусской продукцией — это, конечно, работа в полях,
 
 — продолжил Максим Курганский. 
 
И вот вокруг работы на местах возник жаркий спор.
 
В чём проблема
 
       На круглый стол пришли представители территориальных управлений МВД и 
 
Роспотребнадзора по Калужской области, а также прокуратуры и ФНС. Градус 
 
обсуждения существенно повысился после того, как речь зашла о границах 
 
полномочий ведомств и предмете проверок. Мнения участников разнились. И если 
 
такие обстоятельства, как нехватка личного состава на своевременную реакцию по 
 
полученным сигналам вполне понятна, то использование доступных механизмов 
 
работы с данными государственной системы точно можно и нужно улучшать, 
 
полностью реализовывая функционал.
 
       Сбор за одним столом всех участников столь сложного процесса определённо 
 
прокладывает путь к решению. Одним из узких мест, ставших предметом дискурса, 
 
стал доступ к данным Честного знака различных ведомств в регионе.
 
— Почему вы не даёте информацию о контрафакте нам, правоохранительным органам?
 
 — спрашивал представитель ОПАЗ УОООП УМВД России по Калужской области
 
— Мы оператор государственной информационной системы и работаем по запросу. 
 
Соответственно, если к нам поступает запрос, то мы конечно же отвечаем на него, 
 
— сказал Максим Курганский.
 
      В результате обсуждения стало понятно, что специфика сбора данных, ограничение 
 
права раскрывать некоторую конфиденциальную информацию и ряд технических 
 
особенностей не позволяют сегодня в полной мере пользоваться аккумулируемыми 
 
данными всем, кому это нужно в работе. Участники заседания сошлись во мнении, 
 
что этот вопрос требует проработки и обязательно войдёт в резолюцию по 
 
итогам заседания.
 
Надо чаще встречаться
 
 
  
 
 
      Многие из калужских проблем вполне можно решить, используя опыт других 
 
регионов, поскольку регуляторная среда со всеми её ограничениями едина для всех в 
 
стране. К примеру, в Брянской области два года назад количество нелегальной продукции 
 
превышало 35%, а сегодня этот показатель снизился до 15%. Одним из подходов, 
 
способствовавших такому улучшению ситуации в Брянской области, стало создание 
 
межведомственной рабочей группы по теме табачной продукции, которая работает по 
 
этой узкой, но острой теме на постоянной основе и встречается ежеквартально. В неё 
 
входят представители власти, правоохранительных органов, общественных организаций 
 
и бизнеса. Кстати, решение о создании такой комиссии в Брянске родилось именно на 
 
подобном калужскому круглом столе.
 
 
  
 
 
      Инициативу поддержала и депутат Законодательного Собрания Калужской области 
 
Елена Алёшина. По её мнению, договориться о продуктивном межведомственном 
 
взаимодействии просто необходимо, и органы власти на местном уровне должны всё для 
 
этого сделать.
 
      Елена Алёшина считает, что создание при профильной комиссии губернатора рабочей 
 
группы по табаку должно помочь делу, а депутатский корпус поддержит эту инициативу 
 
на пользу общества.
 
     Тонны контрафактных сигарет, оседающие на прилавках калужских магазинов, среди 
 
прочего, бьют по бизнесу как легальных производителей, так и других законопослушных 
 
участников рынка.
 
 Алексей Чиков
 
управляющий по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России
 
 
  
 
 
      В целом по России ситуация не такая драматическая, как в Калужской области, поэтому 
 
определённо и решать её нужно преимущественно на уровне субъекта федерации. Сфера 
 
оборота табачной продукции — одна из самых зарегулированных на сегодняшний момент 
 
инструментов, норм уже достаточно, ими надо эффективно пользоваться. Даже когда 
 
проблема масштабная, как сейчас, шаг за шагом можно прийти к значимому результату. 
 
Для этого нужен импульс, внимание первых лиц региона.
 
      В ходе обсуждения участниками не раз поднималась тема необходимости широкого 
 
информационного освещения проводимой работы по борьбе с нелегальным оборотом. 
 
Очевидно, что и предприниматели, и покупатели, будучи вовлечёнными в такую теневую 
 
экономику становятся толерантными к нарушению закона в целом. Участники дискуссии 
 
единогласно резюмировали, что есть общая задача формирования непринятия обществом 
 
вовлечения в нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции.
 
      Эти и другие итоги экспертной дискуссии будут отражены в резолюции, которую 
 
направят на рассмотрение губернатору Калужской области Владиславу Шапше по итогам 
 
круглого стола. Широкое обсуждение темы должно стать началом реальных изменений, и 
 
мы рассчитываем, что оценить первые результаты в работе по борьбе с нелегальной торговлей 
 
табачной и никотинсодержащей продукцией можно будет уже до конца года.