Организаторами круглого стола «Об организации потребительской кооперации
в целях обеспечения продовольственной безопасности страны: законодательные
аспекты» стали Комитет СФ по регламенту и организации парламентской деятельности,
Комитет CФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и
Центросоюз России. Модератором круглого стола выступил первый заместитель
председателя Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности
Вячеслав Наговицын.
В заседании приняли участие сенаторы РФ Светлана Горячева, Ольга Хохлова,
Алексей Кондратенко, Александр Наролин, Александр Терентьев, врио директора
Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ
Сергей Лобанов, председатель Совета Центросоюза России Дмитрий Зубов, руководители
региональных союзов потребкооперации страны, представители общественных и
коммерческих организаций и эксперты.
Вячеслав Наговицын отметил, что в настоящее время важно определить место и задачи
потребительской кооперации, на конкретном этапе развития страны. «Сейчас это просто
необходимо сделать в условиях ведения специальной военной операции и беспрецедентного
санкционного давления на Россию, которыми пытаются разрушить наши рынки потребления».
Парламентарий подчеркнул, что потребкооперация является самой мобильной организацией,
способной оперативно реагировать на изменения товарно-продовольственного рынка.
«Именно сейчас открывается «окно» возможностей для развития кооперации»,
— считает Вячеслав Наговицын.
«Кроме сбыта и продвижения продукции, проблемой для малого и среднего бизнеса на
селе также является весьма «пристальное» внимание к ним со стороны многочисленных
контрольно-надзорных органов. Нужно постараться снять избыточную административную
нагрузку с кооперативов и их членов. Важно понимание, что льготы, преференции для
развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в сельской местности создадут
новые рабочие места, вырастет выпуск новых, качественных товаров», — добавил Вячеслав
Наговицын. По словам сенатора, для повышения эффективности заготовительной
деятельности необходимо стимулировать субъекты РФ более широко использовать
практику предоставления грантов на строительство и модернизацию заготовительных
пунктов, приобретение автотранспорта, оборудования для создания перерабатывающих
цехов.
Председатель Совета Центросоюза России Дмитрий Зубов в своем выступлении задал
тон последующему обсуждению. В частности, Дмитрий Львович отметил, что поддержка
потребкооперации должна вестись системно, а не по отдельным направлениям. Ряд
региональных органов власти наладили эффективное системное взаимодействие
потребкооперации в интересах продовольственной безопасности регионов. Есть такой
опыт в Татарстане, в Чувашии, в Нижегородской, Калужской и других областях.
«Необходимо систематизировать эти положительные примеры, масштабировать этот
опыт на всю страну и проработать оказание мер господдержки организациям
потребительской кооперации», - отметил Дмитрий Львович.
Председатель Совета Башпотребсоюза — министр торговли и услуг Башкортостана
Алексей Гусев в своем выступлении сделал акцент на системном подходе к вопросам
продовольственной безопасности, в реализации которых активно участвует
потребкооперация. Он рассказал, как в республике выстраивалась товаропроводящая
цепочка от поля до прилавка, что делалось, чтобы вовлекать в товарный оборот как
можно большее количество продовольственной продукции. При создании
агропромышленного кластера в республике, подчеркнул он, тщательно выстраивались
кооперативные связи между участниками товаропроводящей цепочки, стимулировалось
производство продуктов питания и создавались условия для гарантированного сбыта.
В этой связи он также остановился на опыте совместной работы правительства
Башкортостана, Центросоюза России и Башпотребсоюза по созданию пилотного
оптового продовольственного рынка (ОПР), первого из тех, что предусмотрено построить
в рамках реализации Концепции развития ОПР в России.
Председатель совета Алтайского крайпотребсоюза Виктор Красилов отметил, что
одной из важнейших задач потребкооперации вообще и краевой организации является
удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. При этом Виктор Маркович
подчеркнул, что 46% населения края — сельские жители, причем многие живут в
отдаленных и труднодоступных селах и деревнях. Выполняя эту задачу, потребкооперация
несет значительные убытки. «Но, если суть господдержки будет заключаться только в
покрытии этих убытков — это не выход. Государство должно более активно вкладываться
в инфраструктуру сельских территорий, тогда и эффективность работы потребкооперации
возрастет, и потребности населения будут удовлетворяться полнее и оперативнее», -
сказал Виктор Маркович.
Председатель совета Ульяновского облпотребсоюза Константин Инешин обратил внимание
участников круглого стола на то, что потребкооперация — это не просто хозяйствующий
субъект, зачастую это элемент критической инфраструктуры региона. Константин Аркадьевич
привел примеры, когда именно кооперативные организации, имея автолавки, мобильные
генераторы, полевые кухни в условиях стихийных бедствий решали проблему
стабилизации обстановки в регионе, особенно в отдаленных населенных пунктах, в
которых населению, собственно говоря, больше не на кого и рассчитывать. Именно
кооперативные автолавки доставляли туда в сложных условия продукты питания,
именно потребкооперация подавала людям электропитание, когда стихией были
нарушены линии электропередач, именно с кооперативных полевых кухни кормили
потерявших кров людей. В связи с этим он предложил законодательно ввести
субсидирование не только развитие мобильной торговли, но и других мобильных
средств жизнеобеспечения.
О необходимости системной поддержки потребкооперации говорила и
ректор Российского университета кооперации Алсу Набиева, которая обратила
внимание участников круглого стола на постановление правительства от 1999 года
о повышении роли потребкооперации в обеспечении населения продовольствием.
Оно до сих пор не утратило силу и также направлено на обеспечение
продовольственной безопасности страны. Однако само постановление не содержит
четких механизмов реализации и носит рекомендательный характер. Постановление
нужно обновить с учетом нынешних реалий, с разработкой механизма его реализации
и контроля за исполнением. Это позволит повысить роль потребительских обществ в
обеспечении продовольственной безопасности и преодолеть разрыв в
социально-экономическом развитии территорий.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации в адрес обеих
палат Федерального Собрания, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ,
Минфина РФ, Минсельхоза РФ, органов государственной власти субъектов РФ,
нацеленные на дальнейшее активное развитие потребительской кооперации.
Сайт Центросоюза РФ