Публикация

Социальные магазины на колесах

Cоциальные магазины на колёсах


Для горожан не существует такой проблемы: где купить продукты. А для сельчан, особенно для жителей отдаленных деревень, этот вопрос становится жизненно важным. И, если бы не потребкооперация, туго пришлось бы крестьянам…

В нашей области расположено 3177 сельских населенных пунктов, в 2059 из них проживают от 1 до 50 человек. Стационарных торговых точек в таких поселениях, как правило, нет: убыточно. Поэтому торговые компании даже и не рассматривают свою деятельность в таких маленьких населенных пунктах с заведомым для них убытком. Но эти убытки не испугалась взять на себя потребкооперация. Ведь надо же кому-то заботиться о людях, проживающих в сельской глубинке!

- Убытки в торговом обслуживании малонаселенных пунктов мы покрываем за счет доходов, получаемых потребкооперацией в районных центрах, - говорит председатель правления Калужского облпотребсоюза Николай Баранов, - хотя и это не везде и не всегда удается. Губернатор Анатолий Артамонов и правительство области в вопросах обслуживания малонаселенных пунктов и отдаленных деревень нас поддерживают. В регионе в 2007 году была утверждена целевая программа «Развитие потребительской кооперации на 2007 – 2012 годы». Главные задачи этой программы – развитие заготовительной и перерабатывающей деятельности и расширение зоны обслуживания населения сельской местности.

Недавно на заседании правительства были подведены итоги выполнения данной программы, о которых докладывал министр сельского хозяйства Леонид Громов. В своем докладе Леонид Сергеевич сказал:

- За годы действия программы и в ее рамках потребкооперация области, получив бюджетную поддержку на свое развитие в сумме 53,4 миллиона рублей, увеличила закупки у владельцев личных подсобных хозяйств излишков производимой ими сельхозпродукции и сырья почти в три раза, их переработку – в 1,5 раза, розничный товарооборот – почти вдвое…

Кроме того, министр подчеркнул, что потребительские общества по данной программе получили 45 автомагазинов, что позволило потребкооперации расширить зону торгового обслуживания на 949 деревень. В эти населенные пункты по графикам, согласованным с администрацией районов и сельских поселений, приезжают автомагазины со всеми необходимыми товарами. С каждым потребителем продавец автомагазина работает по индивидуальным заказам: может привезти стройматериалы, лекарство, одежду и обувь, комбикорм, саженцы, любые продовольственные товары, многое другое. Да и цены в автолавках вполне доступные, зачастую ниже, чем в сетевых супермаркетах. В обязанности продавцов автолавок также входит закупка излишков сельхозпродукции, произведенной на личных подворьях. Одним словом, автомагазины потребкооперации выполняют социальные функции.

Результаты работы по реализации программы правительство одобрило, принято решение утвердить новую программу развития потребкооперации на 2013 – 2020 годы. Эта новая программа позволит кооператорам с помощью региональных и муниципальных властей провести дальнейшую модернизацию заготовительной и перерабатывающей отраслей, охватить оставшиеся удаленные деревеньки услугами разъездной торговли и проводить в них закупку продукции, выращиваемой в личном подсобном хозяйстве. То есть это и будет реальным примером частно-государственного партнерства в нашем регионе.

Сегодня многие сельские жители не представляют свою жизнь без потребкооперации, социальный характер которой укрепляет ее авторитет в глазах крестьян. Яркий пример плодотворного сотрудничества потребкооперации и власти можно наблюдать в Мосальском районе. Это подтверждает и глава администрации этого района Алексей Иванов:

- Без помощи автолавок нашего райпо трудно было бы представить снабжение всеми необходимыми товарами жителей отдаленных деревень района, а их у нас девяносто. Совместно с председателем Мосальского райпо Саядом Карапетяном мы каждый месяц составляем график работы автолавок, который в дальнейшем четко соблюдается. Продукты и другие необходимые товары регулярно подвозятся даже в такие населенные пункты, где постоянных жителей осталось двое-трое.Также автолавки помогают крестьянам в реализации продуктов с их подворий. А ведь некоторые деревни удалены от райцентра на 40 километров! Да и жизнь самого Мосальска уже трудно представить без нашей потребкооперации: это и магазины, и современная столовая с цехом полуфабрикатов, и пекарня… На уровне района мы стараемся в рамках целевых программ всячески поддерживать развитие нашего райпо. В частности, полностью решаем вопросы по компенсации затрат на переезд автолавок в наиболее удаленные населенные пункты района, свыше 11 километров. Развитие потребкооперации – это в конечном итоге благополучие жителей нашего района.

С точкой зрения Алексея Иванова на развитие потребкооперации могло бы согласиться большинство его коллег - глав администраций муниципальных районов нашего региона. Ведь по большому счету возрождение АПК и села в целом сейчас уже невозможно представить без активного взаимодействия с потребкооперацией.

Игорь ФАДЕЕВ.
Фото Николая ПАВЛОВА.

Газета Весть-Агро от 21 декабря 2012 года

 


 
Copyright © 2010 г.Калуга, ул.Ленина, д.73 тел/факс (4842) 56-29-58