Публикация

Преимущества есть, ими надо уметь пользоваться

                     ПРЕИМУЩЕСТВА ЕСТЬ, ИМИ НАДО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ 


      Как жить в новых экономических реалиях, повысить конкурентоспособность и эффективность потребительской кооперации? К такой дискуссии редакция «Российской кооперации» пригласила читателей в прошлом номере газеты (см. в № 42 статью Абеля Фридмана «Повысить темпы развития - выиграть конкуренцию» на стр. 11). Сегодня мы даём слово председателю Правления Калужского облпотребсоюза Николаю Баранову, который недавно выступил на научно-практической конференции «Кооперация на селе: состояние, механизмы государственного регулирования, эффективность», прошедшей в рамках Всероссийской аграрной выставки-ярмарки «Золотая осень».
     - Потребительская кооперация Калужской области последние пять лет жила и работала в соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, принятой по инициативе Центросоюза в 2007 году. Как и было намечено в Концепции, своими основными приоритетами мы считали и считаем обеспечение сельских жителей необходимыми товарами и услугами, организацию закупок излишков сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах, последующую её переработку и реализацию в системе нашей розничной торговли и общественного питания. Правильность и социальная значимость этого пути по достоинству были оценены законодательной и исполнительной властью нашей области. Мы нашли полное понимание у глав районных муниципальных образований, в министерстве сельского хозяйства области, у губернатора и, конечно, у своих партнёров, руководителей малых форм хозяйствования на селе. Эта наша работа очень удачно вписалась в проводимую в области политику стимулирования развития малых форм хозяйствования на селе, возрождения сельских территорий, сохранения сельского уклада жизни. На эти цели из областного бюджета было выделено более 1,7 миллиарда рублей в виде субсидируемых кредитов. Хотя, конечно, господдержка касается и крупных инвестиционных проектов.
      Практически одновременно с Концепцией развития потребительской кооперации по инициативе губернатора области была принята - на уровне закона - областная целевая программа «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы». Мероприятия этой программы охватывают не менее 92 процентов территории области. Приняты соответственно и районные целевые программы. Калужским облпотребсоюзом заключено соглашение с министерством сельского хозяйства о реализации мероприятий областной целевой программы и о сотрудничестве и взаимодействии по развитию малых форм хозяйствования на селе в условиях экономического кризиса. Потребительские общества, в свою очередь, заключили соглашения о взаимодействии с администрациями своих муниципальных районов, в которых обязуются обеспечивать население продовольствием, расширять заготовительную деятельность.
      Одним словом, сделано всё, чтобы работа приобрела системный характер. Ведётся мониторинг выполнения программы. Ни одно совещание или планёрка министерства сельского хозяйства не проходят без участия облпотребсоюза. Стали еженедельными видеоконференции с участием представителей потребительских обществ и работников министерств.

На бюджетный рубль - шесть своих

     Программа предусматривает выделение в течение 2008-2012 годов 71,5 миллиона рублей из областного бюджета. На сегодня сумма средств областного бюджета, выделенная на реализацию мероприятий программы, составила 53,4 миллиона рублей. Собственных средств, как и предполагалось программой, потребительские общества вложили порядка 345 миллионов рублей. Таким образом, на каждый полученный бюджетный рубль мы вкладывали 6,5 рубля собственных средств. Кроме того, через Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства потребительские общества получили 1,3 миллиона рублей, возмещение затрат на доставку товаров в отдалённые населённые пункты за 2011 год составило 3,9 миллиона рублей. Эти средства получены при поддержке глав муниципальных районов.
      Реализация программы предусматривает также безвозмездную передачу оборудования и автомагазинов потребительским обществам. За минувшие годы нами было получено для обслуживания селян 45 автомагазинов, шесть из которых снабжены холодильным оборудованием, один комбикормовоз. Это позволило включить в сферу нашей заботы дополнительно 949 малочисленных населённых пунктов, в которых проживают свыше 33 тысяч человек. Люди в этих отдалённых деревнях получили возможность покупать необходимые товары и сбывать излишки сельхозпродукции, хотя далеко не все эти автомагазины дают прибыль.
 Мы также получили девять комплектов оборудования для цехов по производству мясных полуфабрикатов и два комплекта специального оборудования для столовых и кафе, в том числе для выездного обслуживания - кейтеринга. Это привело к значительному росту производства мясных полуфабрикатов. За период действия программы выпуск полуфабрикатов возрос в 2,7 раза, полуготовой продукции в помощь хозяйкам выпущено на 108 миллионов рублей. Появилась даже необходимость в открытии специализированных магазинов «Мясо», «Кулинария».
      Не были забыты и заготовители молока - они получили от правительства области три комплекта технологического оборудования для пунктов приёма, хранения и переработки этого ценнейшего продукта. Очень кстати оказались и три автоцистерны-молоковоза. Нам в какой-то степени повезло: область примыкает к столичному региону, где потребительский рынок растёт, как и платёжеспособный спрос. Это создаёт благоприятные условия для производства молока у нас в области. Доля организованных поставок молочно-жировой продукции из нашего региона в Москву в 2011 году составила 86,6 процента, мясаи мясопродуктов - 3,7 процента.
     Большим подспорьем стал комплект оборудования для цеха по убою скота. На договорных условиях потребкооперация предлагает работать сегодня с каждым владельцем личного подсобного хозяйства, даже если в отдалённой деревне проживает единственная семья. В этом году у населения будет закуплено сельхозпродукции не менее чем на 250 миллионов рублей.

Результат налицо

      В результате такого взаимодействия нам удалось значительно увеличить процент освоения товарных ресурсов, производимых в хозяйствах населения. Мы закупаем теперь 31,3 процента производимого на подворьях мяса. По молоку и картофелю доля не так велика, но важно то, что она растёт. Увеличилась также продажа зернофуража и комбикормов населению. Через свою торговую сеть мы продаём до 5 тысяч тонн комбикормов в год. Всего за время реализации программы хозяевам подворий продано 24 тысячи тонн зернофуража и комбикормов.
 В помощь владельцам земельных участков мы организуем продажу семенного картофеля высших репродукций. Всего семян «второго хлеба» продано 160 тонн, раннего картофеля реализовано свыше 100 тонн, организована закупка и закладка на хранение картофеля урожая 2012 года. Квасим капусту, солим огурцы, замачиваем яблоки. Закупаем у населения мёд, грибы, орехи, лекарственно-техническое сырьё, шерсть, кожевенное и меховое сырьё, макулатуру и другое.
 Для увеличения объёмов в заготовительной отрасли потребительским обществам необходимо знать ресурсы, имеющиеся у селян. Тут на помощь также пришли органы местного самоуправления. Если раньше мы вели книгу учёта подворий, то сейчас министерством сельского хозяйства утверждены формы и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления. В этих книгах находит отражение вся информация о личных подсобных и фермерских хозяйствах каждого муниципального района. Этими данными пользуемся для закупок сельхозпродукции у населения.
      На основании этих данных потребительские общества ежегодно заключают свыше 2 тысяч договоров с личными подсобными хозяйствами на закупку сельхозпродукции. Сейчас таких договоров заключено 2185.
      Улучшилось торговое обслуживание жителей отдалённых и малочисленных населённых пунктов. Переданные министерством сельского хозяйства области автолавки и технологическое оборудование облегчили доступ к товарам первой необходимости и сдачу излишков сельскохозяйственной продукции. Таким образом, у нас создана закупочная сеть, которая охватывает все муниципальные районы области.
      Не будем забывать и о шести сельскохозяйственных рынках, принадлежащих потребительским обществам в разных районах области. Эти рынки открыты для всех, кому необходимо продать свою сельскохозяйственную продукцию. Каждое третье место на этих рынках предоставляется непосредственным производителям на льготных условиях. А недавно в Козельске было открыто новое современное здание сельскохозяйственного рынка на 40 торговых мест. Из бюджета области в рамках областной целевой программы на завершение его строительства была выделена субсидия в размере 16,3 миллиона рублей.

Сбыт перестаёт быть узким местом

 В интересах быстрого и эффективного доведения сельхозпродукции до стола горожан правительство области   поручило облпотребсоюзу выступить одним из основных организаторов ярмарочной торговли. Предпраздничные ярмарки, ярмарки выходного дня, где люди могут купить продукцию, закупленную у фермеров, в личных подсобных хозяйствах, произведённую местными предприятиями мясной и молочной промышленности, стали регулярными. Они создают конкурентную среду, способствуют снижению цен. В 2012 году проведено 130 областных и межрайонных сельскохозяйственных ярмарок выходного дня. География их расширяется.
     Ярмарки подтвердили высокое конкурентное преимущество небольших свиноводческих комплексов и малых свиноводческих ферм, расположенных в близости от рынков сбыта й имеющих возможность реализовать свинину в свежем виде, без глубокой заморозки. Значительная часть населения, даже с ограниченными покупательскими возможностями, сегодня отдаёт предпочтение покупкам свежей свинины от местного производителя даже по более высоким ценам, чем импортное. Аналогичная ситуация с бараниной, крольчатиной, козьим молоком, мясом птицы, яйцами домашнего производства, продукцией пчеловодства, картофелем и другими овощами.
      Опасения, что в условиях членства России в ВТО отечественная продукция окажется неконкурентоспособной, не оправдываются. Мы убеждаемся, что экологически чистая сельскохозяйственная продукция малых форм хозяйствования, изготовленная по домашним рецептам, имеет большое конкурентное преимущество.
Как основной партнёр власти и гарант реализации и сбыта сельскохозяйственной продукции, мы участвуем в электронных торгах на поставку товаров и сельхозпродукции бюджетным организациям.
      Если подвести итоги нашего сотрудничества с властью в рамках областной программы, то надо отметить прежде всего социально значимые результаты. Это повышение занятости и уровня доходов владельцев личных подсобных и фермерских хозяйств, создание 300 новых рабочих мест. За период действия программы населению выплачено в виде платы за сданную сельхозпродукцию 784 миллиона рублей.
      Что касается деятельности самой потребительской кооперации, то совокупный объём её хозяйственной деятельности за годы реализации программы возрос в 1,8 раза, заготовительный оборот - в 2,9 раза, оборот розничной торговли - в 1,8 раза, объём производства - в 1,5 раза, объёмы бытового обслуживания населения - в 1,4 раза.
       Выросли и налоговые отчисления организаций потребкооперации. Общая сумма налоговых платежей за период реализации программы составит 650 миллионов рублей.
       Что дальше? Совместная работа с властью по развитию нашей системы будет продолжаться. Подходит к концу разработка программы «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2013-2020 годы». Её основные направления: технологическая модернизация и оснащение рынков, модернизация цехов по приёму и переработке молока, производству мясных полуфабрикатов, мощностей для хранения и переработки картофеля и плодоовощной продукции. Получат дальнейшее развитие предприятия по производству хлеба, засолке овощей. Ожидается поступление нового торгового оборудования, а также специализированного автотранспорта для закупки молока, ярмарочной торговли, перевозки хлеба, выездного общественного питания (кейтеринга). Эти масштабные преобразования потребуют, как ожидается, около 282,5 миллиона рублей.
      Мы уверены, что принятие правительством Калужской области новой долгосрочной программы будет значительной поддержкой потребительской кооперации в сфере закупок сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования. А это в интересах не только селян, но и всего населения области.
     Приближается важный этап в жизни нашей системы - отчётно-выборная кампания, которая подведёт итоги пятилетнего развития. Уверен, что нам будет что сказать на собраниях своим пайщикам, жителям села, для которых мы немало сделали за эти пять лет и намерены сделать ещё больше.

Николай Баранов

Председатель Правления Калужского облпотребсоюза

Газета "Российская кооперация" от 1 ноября 2012 года


 
Copyright © 2010 г.Калуга, ул.Ленина, д.73 тел/факс (4842) 56-29-58