На потребительском перекрестке
развивается самое успешное в России Жиздринское райпо
Многие жители Жиздринского района говорят: «Райпо – это наше всё!» И в этих словах нет особого преувеличения. Жиздринское райпо – это не только самое крупное предприятие в районе (около 200 рабочих мест), но и крупнейшее потребительское общество в системе облпотребсоюза. Собственно, само Жиздринское райпо разделилось на несколько структурно входящих в него потребительских обществ. Кроме того, Жиздринское райпо полноправно можно считать образцом потребкооперации. В то время, когда в ряде регионов России некоторые райпо и вовсе сворачивают свою деятельность, Жиздринское предлагает новые виды услуг для своих сельских потребителей. И с 1997 года Жиздринское райпо – практически бессменный лидер по большинству показателей не только в облпотребсоюзе, но и в Центросоюзе в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы и почетные грамоты, для которых на стенах красного уголка Жиздринского райпо уже не осталось места.
Рабочий день у председателя совета Жиздринского райпо, депутата областного парламента Владимира Пигарева начинается около 6 часов утра, завершается поздним вечером. Но к такому распорядку Владимир Николаевич давно уже привык и, несмотря на свой солидный возраст, поспевает везде.
Рано утром Владимир Пигарев отправляется на хлебокомбинат Жиздринского райпо, чтобы лично убедиться, что у местных хлебопеков все в порядке, что горячий хлеб отправится по всем торговым точкам. Это сегодня местный хлебокомбинат производит около 30 наименований продукции, многие виды которой отмечены дипломами Всероссийской ярмарки «Золотая осень» и дипломами различных областных конкурсов и ярмарок. За месяц жиздринские хлебопеки производят до ста тонн хлеба, который поставляется в семь районов нашей области и даже в соседнюю Брянскую область. А чуть более 15 лет назад это предприятие представляло собой жалкое зрелище. И новому руководителю райпо Владимиру Пигареву пришлось тогда сделать немало, чтобы вывести хлебокомбинат в лидеры.
- На наш хлеб в ту пору спрос был низкий, потому что качество продукции оставляло желать лучшего, - вспоминает Владимир Николаевич. - Борьба за качество началась с реконструкции и ремонта цехов и находящегося в них оборудования. Нашли надежных поставщиков качественной муки, распрощались с «несунами». И дело пошло на лад.
Сегодня без жиздринской выпечки нельзя представить деятельность школ, больниц и социальных учреждений в ряде районов. А у фирменной автолавки Жиздринского хлебокомбината на сельскохозяйственных ярмарках в Калуге всегда выстраивается очередь.
Еще одна утренняя забота Владимира Пигарева – прием молока от населения. Небольшой молоковоз, предоставленный райпо по областной программе развития потребкооперации, объезжает несколько сел, где владельцы личных подворий собираются возле магазинов райпо. В селе Мужитино мы встретились с лучшим сдатчиком молока в нашей области Владимиром Беляевым. Этот молодой паренек содержит четырех коров, от которых только в прошлом году он сдал 7,5 тонны качественного молока. За это облпотребсоюз вручил Володе диплом и ценный подарок. Но настроение у лучшего сдатчика почему-то пасмурное.
- Чего же радоваться, когда цены на молоко упали дальше некуда, - объясняет Владимир Беляев. - Молоко мы сейчас сдаем по 9,3 рубля за литр, почти на полтора рубля меньше, чем в прошлом году. А корма, добавки, ветеринарные препараты дорожают с каждым годом. Скоро коров на личных подворьях содержать будет невыгодно. Их число и так уже сократилось. А четырех коров, кроме меня, никто из крестьян в ближайших селах не содержит.
Но закупочные цены – это не вина райпо, крестьяне это понимают. Эти цены устанавливает рынок: крупные переработчики молока, которые давно перешли на дешевый молочный порошок. Может, в снижении оптовых закупочных цен на молоко есть и элемент сговора? Тогда это повод для разбирательства федеральной антимонопольной службы. Ни в каком другом государстве нет такого, чтобы литр солярки стоил в три с лишним раза дороже литра молока.
- В сутки мы собираем менее тонны молока, - говорит Владимир Пигарев, - и хотя дело это очень хлопотное, но отказываться от него не собираемся. За молоко по желанию сдатчика мы можем либо сразу выплатить деньги, либо предоставляем ему возможность отовариваться на эту сумму в нашем магазине. Причем в магазине нашим постоянным покупателям и сдатчикам может быть предоставлен кредит. И такая услуга оказывается только в 23 магазинах нашего райпо. Сетевики и частники, как правило, не оказывают такого доверия своим покупателям.
В те села и деревни, где нет магазинов (таких населенных пунктов – 32), отправляются автолавки. По заказу потребителя автолавка может привезти любые необходимые ему товары, как продовольственные, так и промышленные, и даже - лекарства. Не будь этих автолавок, полученных опять же, по программе развития потребкооперации, трудно бы пришлось крестьянам из отдаленных деревень, ведь никакие частники к ним не привезут продукты. Автолавки райпо приходят даже в такие деревни, где из постоянных жителей – один или два пенсионера, у которых одна надежда на потребкооперацию.
Особая гордость Владимира Пигарева – натуральные безалкогольные напитки и квас, приготовленные по старым, еще советским ГОСТам, как говорится, вкус детства. И разливают их тоже, как и раньше, в стеклянные пол-литровые бутылки. На этикетках красуются медали всероссийских и областных ярмарок и выставок. Всего за месяц здесь выпускают тысячу таких бутылок.
По соседству с безалкогольным в рыбном цехе производят около полутора тонн продукции в месяц, всего свыше 10 наименований. Причем и райповский хлеб, и напитки, и рыбные изделия, и полуфабрикаты из кулинарного цеха столовой райпо можно встретить в каждом специализированном магазине потребкооперации. А в универмаге райпо, кроме всего прочего, вам могут предложить швейные изделия – продукцию жиздринских кооператоров. Свыше 40 наименований швейной продукции (в основном - постельное белье) производит опытная швея Екатерина Гришина.
Столовая райпо, рассчитанная на 100 постоянных мест, помимо полуфабрикатов производит мясные деликатесы, кондитерскую выпечку, поставляет горячие обеды в школы и Жиздринское СПТУ. Кроме того, здесь стало традицией праздновать свадьбы, юбилеи, корпоративные вечера.
- Райпо не стоит на месте, даже в нынешнее непростое для потребкооперации время мы постоянно развиваемся, - отмечает Владимир Пигарев. - Останавливаться нам нельзя: конкуренция в торговой сфере только растет.
Но услуги сельскому населению сегодня оказывает лишь райпо, частникам заниматься этим невыгодно. Поэтому потребкооперация скорее выполняет не столько коммерческие, сколько социальные задачи. Пока селу помогают кооператоры – оно живет.
Газета "Весть" от 21 июня 2012 года N225-228 (7535-7538)
Игорь Фадеев
Фото Николая Павлова
На фото лучший сдатчик молока Владимир Беляев