В районе десятки поселений, где нет магазинов. Они приносят убытки, и бизнес в них не заинтересован. К тому же сейчас в стране нет единых правил торговли "с колёс". В каждой области устанавливаются свои требования. А ведь для большинства селян выездная торговля является спасением. Они охотно покупают продукты питания и товары первой необходимости.
Деревня Мостовка. До города, как говорится, рукой подать, а селяне уже толпятся, ждут автолавку. Спрашиваю пожилого мужчину (в беседе он потом поделился, что последние тридцать лет отработал на машиностроительном заводе, сейчас - на пенсии) - что его заставляет ждать автолавку, когда можно многое купить в городе?
- Не скажите! - слышу утвердительный ответ. - Всегда, когда по графику в деревню приезжает магазин на колёсах, народу собирается много, с каждым поговоришь. Порой, только здесь и видимся, узнаём о житье-бытье, здоровье…Автолавка подъедет, а у тебя настроение - хоть куда: бодренькое, как-никак с земляками словом-другим перекинулся. Да и продукты в райпо всегда хорошего качества. А если честно сказать, привыкли уже. Ну и что, что город рядом. Дети в гости приезжают, гостинцы всегда привозят. А мы всё равно свою автолавку ждём, она нам роднее и ближе как-то. А какие уважительные люди здесь работают, каждого нас по имени и отчеству называют…
Вот бы на самом верху услышали эти слова. А то бытует мнение, что автолавки приносят организации одни лишь убытки. И неохотно ведут разговоры об этой торговле с колёс. А зря. Напротив, высказываю мнение сельских жителей, что надо активно возрождать забытые автолавки. В нашем райпо их две. И водитель напару с продавцом всегда стараются за одну поездку автолавки как можно больше охватить деревень. Селяне знают точное время, когда приезжает магазин на колёсах, и заранее, без суеты выстраиваются в очередь. Покупают всё необходимое и делают заказы на следующую поставку.
Продавец Ирина Владимировна Аникина на этот счёт дала нам следующее пояснение:
- Автолавка шесть раз в неделю в разъезде по району. Сегодня мы побывали в деревнях Колотовка, Мостовка, Романовка и Мосеевка. Завтра наш путь лежит в Куяву, Косичино, Курганье, Берёзовку, Слободу, Колчино и Савино. И как видите, нас люди везде ждут. Я так считаю: без наших автолавок глубинка попросту вымрет. Заставьте-ка вы предпринимателей открыть магазин в деревне ради двух-трёх десятков покупателей. “Выручка копеечная, а хлопот и расходов много", - таким будет их короткое объяснение. То-то и оно, только райпо и заботится о сельских жителях. Порой себе в убыток.
В 42-х деревнях района, где живут наши земляки, полностью отсутствует стационарная торговля. И автолавка - единственный способ приобрести продукты. Какого товара здесь только нет: мука, крупы, макаронные и хлебобулочные изделия, молочные продукты, консервы, мясная и рыбная продукция, чай… Всё в ассортименте, и цены приемлемые. Но не только продукты питания привозят, здесь можно и хозяйственными товарами закупиться: мыло, порошок, моющие средства представлены на любой кошелек и предпочтение.
- Мои старенькие родители живут в Которце, и таких как они в деревне - ещё несколько человек,- рассказывает Ирина Егорова, жительница города.-Магазина в деревне нет, вся надежда на автолавку, которая всегда вовремя приезжает в деревню.
Акцент. Предприниматели не видят смысла открывать магазины ради десятка-двух покупателей - выручка копеечная, хлопот и расходов много.
Прямая речь
- Основная миссия потребкооперации- обеспечение пайщиков и сельских жителей товарами первой необходимости, закупка у владельцев личных подсобных хозяйств и физических лиц излишков сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация в нашей сети магазинов и не только.
Также у нас большой ассортимент кондитерских изделий, которые можно купить не только в магазинах нашей сети, но и в магазинах индивидуальных предпринимателей города. Сегодня мы выпускаем белый формовой хлеб, который уже нашёл своего покупателя. Наша хлебобулочная продукция- сугубо из натуральных ингредиентов. Людиновская потребкооперация представлена больше сельскими магазинами. Из шестнадцати 10 находятся на территории деревень, 5 - в городе. Имеются также два пункта общественного питания. Магазины поддерживаются в надлежащем состоянии. На автоматизированный учёт переведены два магазина в деревнях Войлово и Заболотье и "Маяк" - в городе. Работают два автомагазина, обслуживающие 52 населённых пункта в Людиновском, Кировском и Думиничском районах. Самый пик продаж - в летний период, когда в деревнях много отдыхающих. В Думиничском районе много продуктов раскупают на базе экоотдыха "Кремичное Подворье".
Отношения между персоналом автолавок и жителями всех деревень сложились добрые и доверительные. Магазины на колёсах работают всегда, несмотря на погоду. Мы практикуем и такое: перед приездом автолавок наши продавцы обзванивают почти всех жителей деревень, ведь 90 процентов - люди пожилые и продавцы заботятся, чтобы в морозные дни они не мёрзли в ожидании. На сегодняшний день автолавка решает важную социальную задачу - обеспечивает удалённые населённые пункты всеми необходимыми товарами. Несмотря на рост городского населения, в деревнях проживает ещё достаточно много жителей, и выездная торговля для них - хорошая альтернатива.
И всё же, я больше чем уверена, что без поддержки государства выжить райпо невозможно. Без него глубинка вымрет: предприниматели не видят смысла открывать магазины ради десятка покупателей… А кто захочет жить в деревне, если ближайший магазин - километрах в десяти?
Елена Трофимова, председатель правления Людиновского райпо
газета "Людиновский рабочий" от 26 августа 2019г.