Операция "потребкооперация".
Как возраждается кооперативное движение
В Ульяновске прошёл форум возрождающегося кооперативного движения.
В России возрождается потребкооперация. Об этом заявили на прошедшем в Ульяновске всероссийском форуме участники кооперативного движения и представители государства.
Что такое потребкооперация, зачем она нужна и какой будет - ответы на эти вопросы корреспондент «АиФ» искал вместе с участниками форума и отраслевыми экспертами.
От спорта до банков
Огромный Ледовый дворец в Ульяновске был заполнен кооператорами и их товарами под завязку - от окороков и пряников до буклетов кооперативного университета. В ровном потоке посетителей между прилавками некоторые гости форума собирали вокруг себя «пробки» - это депутат-боксёр Николай Валуев, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина. Присутствие спортсменов не было случайным.
«Мы стоим у истоков огромного интересного проекта, и он опять идёт через потребкооперацию, - объяснил журналистам губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. - Мы планируем, что все спортивные объекты в сельской местности, все клубы и всё спортивное движение постепенно будут переходить в спортивное движение Центро¬союза. Мы считаем, что это наиболее важная мера по улучшению качества жизни людей на селе».
В центре зала - крупный бизнес со своим ассортиментом для потребсоюзов: нарядные автолавки от УАЗа и пара моделей «банков на колёсах» от Сбербанка (банкомат + консультант + водитель-охранник). По словам представителей банка, в маленький и средний зелёные фургончики планируют впихнуть не только банкомат и сотрудников, но и заказы от интернет-магазинов, и торговцев с товарами, и даже... медиков с оборудованием. Как всё это там уместится - непонятно, впрочем и проект пока пилотный.
Готовились принять 800 участников, а получилось более 2 тысяч, сообщил, не скрывая радости, председатель совета Центрального сою¬за потребительских обществ РФ (Центросоюза) Дмитрий Зубов. «Новая кооперация» готовилась как народное мероприятие, - сказал он. - По¬просили только приносить всё, что есть интересного. К сожалению, мы не смогли пустить всех желающих и всё посмотреть. Думаю, на следующий год будет много не только новых идей, но и конкретных проектов».
Социальный бизнес
Кооперативная молодёжь из этого дворца уже не уедет: как сообщили губернатор области и глава Центросоюза, в Ульяновске решено создать молодёжный центр кооперативного движения. «Площадка для деловых ребят будет у нас в спорткомплексе, - сказал Зубов. - Где сегодня ещё общаться молодым людям?»
Молодёжи на форуме было немало, и её видение будущего потребкооперации отличается от хрестоматийного. «Кооператор - это эффективный предприниматель, и ключевым моментом для него является создание собственного дела», - объяснил «АиФ» руководитель проектов Ассоциации образовательных организаций потребкооперации Сергей Галактионов. Старшие участники форума видят смысл кооперативного движения немного в другом. «Важнее всего социальная миссия,- заметила начальник управления коммуникаций и информационной политики Центросоюза Галина Лашманова. - Разве можно бросить малые деревни и сёла? Никому, кроме потребкооперации, они не нужны».
Кооперация, однако, тем и интересна, что здесь социальную сторону дела сложно отделить от экономической. Для участницы форума жительницы Ульяновска Миланы Приваловой свой бизнес стал способом выживания: она начала делать шоколад, когда 3 года назад осталась одна с двумя детьми на руках. «Дело начала с 40 тыс. руб., которые потратила на материалы, и небольшой чашки на 2,5 кг с подключением к розетке, - рассказала она. - В Интернете прочитала, как шоколад делать. Сделала шоколад, придумала название «Симбирский артизан» («artisan» - по-французски «ремесленник»), съездила в Москву и договорилась о продажах». В потребкооперации ей помогли - не деньгами, но связями. Сейчас на фабрике Приваловой установлена автоматизированная линия, работают 20 человек, а она думает о завоевании китайского рынка.
В своём поздравлении участ¬никам форума президент Владимир Путинподчеркнул, что наша потребкооперация сущест¬вует с середины XIX в. Однако большинство делегатов ведут её родословную с советского времени и с ностальгией вспоминают эпоху СССР. Немудрено: после развала Союза у отрасли начались большие проблемы. Сильнее всего пострадала та её часть, которая отвечала за приём сельхозпродукции у населения. «Многие заготконторы пришлось закрывать из-за того, что не было достаточного количества продукции», - вспоминает замначальника управления Центросоюза по развитию проектов Дмитрий Кузнецов. Лучше обстоят дела с заготовками только в регионах, где преобладает сельское население, - так, в Чувашии в прошлом году приняли от граждан сельхозпродуктов на миллиард рублей. Но конкуренции с крупными сетями не выдерживают и там, даже несмотря на наличие собст¬венного мясоперерабатывающего завода, который, по словам председателя Совета Чувашпотребсоюза Валерия Павлова, «за всю историю не переработал ни кило импортного мяса».
«У нас в Цивильске в супермаркете варёная колбаса стоит 130 руб. за килограмм. Из чего она состоит, раз продаётся так дёшево? - задаёт риторический вопрос Павлов. - В каждом райцентре представлены все торговые сети. Пытаемся попасть на их прилавки, но нам ставят условие - наше на их полках должно быть дешевле прочего на 5-10%, а в наших фирменных магазинах цены на эту же продукцию должны быть выше». Недавно, впрочем, лёд тронулся: как сообщили «АиФ» в Центросоюзе, кооператоры заключили договор с крупнейшей розничной сетью страны.
Государственное дело
По словам потребкооператоров, они ощущают помощь государства на всех уровнях. И на форуме представители ведомств не скупились на добрые слова и денежные предложения. Зам¬министра промышленности и торговли Виктор Евтухов даже пообещал снизить плату за лицензию на торговлю алкоголем до 1 тыс. руб. - кооператоры энергично аплодировали. «Денег много, надо уметь их брать, - резюмировал Дмитрий Зубов. - В государстве организованы институты поддержки, и мы уже заключили прямые соглашения о поддержке потребкооперации с 48 губернаторами. Но мы не можем быть нахлебниками - день¬ги должны работать и приносить прибыль».
Газета "Аргументы и факты"