Публикация

Мультисервисная автолавка для потребкооперации

Мультисервисная автолавка для потребкооперации

Проект по ее созданию Центросоюз реализует совместно с партнером –
ПАО «Сбербанк»
    В рамках подписанного на международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» Соглашения о сотрудничестве между Центросоюзом России и ПАО «Сбербанк» рабочая группа определила приоритетные векторы взаимодействия. «Российская кооперация» будет подробно освещать совместные ключевые направления деятельности Центросоюза и Сбербанка. Наш сегодняшний рассказ посвящен проекту создания мультисервисной автолавки.

    Автолавки давно и хорошо зарекомендовали себя в практике работы потребкооперации. Но это всегда был просто передвижной магазин на базе грузового автомобиля.
    Преимущество автолавок – мобильность: она, во-первых, доставит товары туда, где нет стационарных магазинов, а во-вторых, если торговля в одном месте «не пошла»,  всегда можно переехать на новое. Новая мультисервисная автолавка функцией «торговой точки» не ограничится, а соединит в себе функции продовольственного магазина, передвижного пункта кассовых операций и почтового отделения связи.
    Решением постоянно действующей рабочей группы (от Центросоюза в нее вошел советник председателя Совета Центросоюза Олег Кораблев, от Сбербанка – вице-президент банка Андрей Шаров) 16 июня было организовано выездное совещание на территории управления развития кассово-инкассаторских услуг ПАО «Сбербанк». В связи с оптимизацией филиальной сети ПАО «Сбербанк» происходит повсеместное закрытие сберкасс в малых населенных пунктах, и именно потребительская кооперация может быть проводником между банком и сельскими жителями. ПАО «Сбербанк» вынуждено находить новые варианты обслуживания, и одной из таких альтернатив являются ППКО – передвижные пункты кассовых операций. Представители Центросоюза смогли ознакомится с ППКО, которые уже давно и успешно работают в различных населенных пунктах, осуществляя банковские услуги населению (в настоящее время в распоряжении Сбербанка 257 таких автомобилей в разных регионах страны). Но когда речь заходит о сельском населении, то одними банковскими услугами сыт не будешь. И тут на помощь приходит потребкооперация – давний надежный партнер сельских жителей в удовлетворении потребностей в товарах и услугах.
    На встрече, в частности, обсуждалось состоянии автопарка Центросоюза с производителями спецтехники и дополнительного оборудования, прорабатывались вопросы установки банкомата на автомобиль, выбор модели банкомата и организация поставок небольших партий устройств, возможные варианты компоновки автолавки с банкоматом.
    А через неделю еще одна встреча состоялась в городе Малоярославце Калужской области. Прошло совещание, на котором обсуждались выбор модели автомобиля для автолавки и его изготовление. В нем приняли участие председатель Правления Центросоюза России Владислав Грибков, председатель правления Калужского облпотребсоюза Александр Калинин, председатель правления Малоярославецкого райпо Михаил Мартынов, директор научно-исследовательского института потребительской кооперации Наталья Гончаренко и руководитель проекта Егор Стрельников. ПАО «Солерс» (ведущая российская автомобильная компания, выпускающая автомобили УАЗ, «Форд», «Мазда» и т.д.) представляли заместитель директора по кооперативным продажам Павел Коничев и руководитель направления по специальным автомобилям Константин Салтыков, ПАО «Сбербанк» - заместитель управляющего – руководитель расчетно-сервисного центра Калужского отделения Среднерусского банка Алесей Самсонов.
    На совещании было отмечено, что торговое обслуживание жителей, особенно малых населенных пунктов, где проживают в основном люди старшего поколения, ветераны, сделало потребкооперацию одним из социальных гарантов жизни на селе. Приезд автолавки для сельчан – это целое событие, праздник, когда собираются все жители деревни, и идут они не только за покупками, но и пообщаться между собой. Автолавка доставляет товары не только первой необходимости, она удовлетворяет потребность практически в любых продуктах, промышленных товарах и материалах, выполняет заказы населения, расширяет ассортимент и спектр услуг для сельских  жителей. Прогресс не стоит на месте, страна переходит на оплату с помощью банковских карточек, и новая автолавка также станет проводником услуг Сбербанка на селе.
    Новая автолавка будет не просто  развозить продукты, она, как уже отмечалось, станет мультисервисной: здесь можно будет совершить всевозможные платежи через банкомат, оплатить ЖКХ,  снять и внести наличные и др. На совещании в Малоярославце обсуждались потребности населения, проживающего в удаленных селах, в банкоматах, рассматривалась возможность внедрения пилотного проекта в конкретных населенных пунктах. Вопросов было много: как обучать премудростям обращения с банкоматом водителя или специального сотрудника, как охранять банкомат по всем правилам и требованиям, как объяснить населению удобство и выгоду безналичного расчета… Да, вопросов много, но партнеры активно ищут ответы, устраивающее все стороны. Сейчас активно разрабатывается проект технического задания по созданию мультисервисной автолавки. Разумеется при подготовки будет учитываться опыт ППКО Сбербанка, а также предложения специалистов, прозвучавшие на совещаниях.
    Как известны любые проекты, планы и перспективы хороши только тогда, когда они приносят пользу тем, для кого разрабатываются, - людям. Так и с мультисервисной автолавкой – необходимо учесть все пожелания как тех, кто будет магазин обслуживать, так и тех, для кого он будет приезжать в отдаленные села.
    По мнению представителей Малоярославецкого роайпо, полноприводный автомобиль марки «ФОРД-Соллерс», оборудованный холодильными витринами, шкафами для продуктов, генератором и рабочим местом продавца, вполне подходит для современной автолавки. Но одно дело проработать на бумаге, а другое проехать там,   где овраги!
    Выход автомобиля на пилотный маршрут по населенным пунктам Калужской области совсем скоро покажет все плюсы и минусы проекта. Ведь обслуживать удаленные населенные пункты приходится круглогодично, особенно сложно совершать выезды зимой, когда дороги заметает снегом, и осенью, в слякоть и грязь. Нужен надежный высокопроходимый автомобиль, да и банкоматы должны быть «стрессоустойчивые», чтоб выдержать нагрузку сложных дорог и погодных условий. Нужны учесть и другие нюансы: работу водителя в качестве грузчика и консультанта по пользованию банкоматом, объем производимых продуктов, количество возможных покупателей и даже то, удобно ли будет пожилым сельчанам подходить к прилавку.
    По данным Центросоюза, региональные организации потребкооперации, в частности Калужской области, крайне заинтересованы в продвижении данного проекта для удобства и пользы населения. Центросоюз тоже «за», ведь мультисервисная автолавка может торговать продукцией местных кооператоров с огромной выгодой для сторон, и активным участником в финансировании проекта в связи с оптимизацией своей филиальной сети готово выступить ПАО «Сбербанк».  Не останется в стороне и Минпромторг, который поддерживает данный проект и готов оказать всестороннее содействие, в том числе субсидировать создание мультисервисных автолавок.
    Итогом рабочих встреч стало решение о необходимости формирования технического задания совместными усилиями Центросоюза, региональных союзов, потребительских обществ, ПАО «Сбербанк» и производителя спецтехники, а также о подготовке пилотных автомобилей с необходимым оборудованием для тестирования на маршрутах, предложенных потребительской кооперацией. Для более глубокого изучения данных вопросов, учета мнения и опыта участников, совместная рабочая группа направила руководителям региональных союзов потребительских обществ письма с просьбой о детальной проработке технического задания, об оказании содействия реализации пилотного проекта по созданию мультисервисной автолавки. Корректировки к техническому заданию должны направляться в Центрсоюз России по электронному адресу avtolavka@rus.coop. 

Газета "Российская кооперация" от 6 июля 2017 года

   


 
Copyright © 2010 г.Калуга, ул.Ленина, д.73 тел/факс (4842) 56-29-58